Site icon ETNODUMKA.RU

Диалог методиста и автора инновационной образовательной модели

Долганские мастерицы

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты
МНЕНИЕ МЕТОДИСТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ДОЛГАНСКОГО ЯЗЫКА

Методист по изучению долганского языка отдела образования с.п. Хатанга обратилась к жителям п. Сындасско: «Добрый день, односельчане. По вопросам лингвистики долганского языка Зоя Николаевна предлагает изменить долганский алфавит убрав все дифтонги и долгие гласные. Это все равно что в русском алфавите убрать 10 букв, просто потому что правила орфографии не устраивают. Давайте писать, как слышим, например не «дуб», а дуп, не «солнце», а «сонце «. А в долганском, например не «каар» снег, а «кар». Правила надо учить, историю нашего языка сохранять. Благодаря нашей Огдо Аксеновой у нашего народа появился алфавит, начали издаваться книги, учебники. Это и есть развитие языка и его будущее. Путь, который выбирает Зоя Николаевна это полное забвение языка, непризнание учебников научным миром, соответственно невозможность изучения языка школьниками. Сейчас все учебники проходят сложный путь от написания до печати только на базе официального алфавита, утверждённого Министерством просвещения РФ».

КЛЮЧЕВЫЕ АКЦЕНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Разберём это мнение методиста по ключевым моментам.

Само высказывание методистаКлючевые акценты высказывания методиста
По вопросам лингвистики долганского языка Зоя Николаевна предлагает изменить долганский алфавит убрав все дифтонги и долгие гласные1.Изменить долганский алфавит.
2.Убрать все дифтонги.
3.Убрать все долгие гласные.
Это все равно что в русском алфавите убрать 10 букв, просто потому что правила орфографии не устраивают. Давайте писать, как слышим, например не «дуб», а дуп, не «солнце», а «сонце «. А в долганском, например не «каар» снег, а «кар».1.В русском алфавите убрать 10 букв.
2. Правила орфографии не устраивают.
3. Писать, как слышим, например не «дуб», а дуп, не «солнце», а «сонце «.
4. В долганском, например не «каар» снег, а «кар».
Правила надо учить, историю нашего языка сохранять.1.Правила надо учить.
2. Историю нашего языка сохранять
Благодаря нашей Огдо Аксеновой у нашего народа появился алфавит, начали издаваться книги, учебники. Это и есть развитие языка и его будущее.1.Благодаря нашей Огдо Аксеновой у нашего народа появился алфавит.
2. Начали издаваться книги, учебники.
3. Это и есть развитие языка и его будущее.
Путь, который выбирает Зоя Николаевна это полное забвение языка, непризнание учебников научным миром, соответственно невозможность изучения языка школьниками.1.Путь, который выбирает Зоя Николаевна это полное забвение языка.
2.Непризнание учебников научным миром.
3.Невозможность изучения языка школьниками.
Сейчас все учебники проходят сложный путь от написания до печати только на базе официального алфавита, утверждённого Министерством просвещения РФ1.Сейчас все учебники проходят сложный путь от написания до печати только на базе официального алфавита.
2.Алфавит утверждён Министерством просвещения РФ.
Это было обращение методиста Отдела образования с.п. Хатанга к жителям п. Сындасско

РАЗБОР КЛЮЧЕВЫХ АКЦЕНТОВ

МЕТОДИСТ

1.Изменить долганский алфавит.

2.Убрать все дифтонги.

3.Убрать все долгие гласные.

МОИ КОММЕНТАРИИ.

  1. Традиционный долганский алфавит изменён:

1) не 37 букв, а 30 звуков-фонем;

2) не 23 согласных, а 15;

3) не 12 гласных, а 15.

2. Дифтонги исключены вообще.

Причины: 1) затрудняют чтение текстов, написанных на долганском языке;

2) затрудняют понимание прочитанных текстов;

3) искажают живую разговорную речь долган.

3.Убрать все долгие гласные.

Долгие гласные остались, но изменились их обозначения.

МЕТОДИСТ.

1.В русском алфавите убрать 10 букв.

2. Правила орфографии не устраивают.

3. Писать, как слышим, например не «дуб», а дуп, не «солнце», а «сонце «.

4. В долганском, например не «каар» снег, а «кар».

МОИ КОММЕНТАРИИ.

  1. В русском алфавите убрать 10 букв.

Из традиционного долганского алфавита убраны все согласные буквы, звуков которых нет в живой естественной долганской речи.

Естественно, если изменён алфавит, то и другая орфография, которую не понимают или не хотят понимать традиционники.

Пример приведён абсолютно некорректно, из-за отсутствия осознанного понимания принципов моей концепции.

На основе данного примера становится понятным поверхностное и неосмысленное изучение моей концепции, где одним из ключевых принципов является ударная система долганских слов.

МЕТОДИСТ

1. Правила надо учить.

2. Историю нашего языка сохранять.

МОИ КОММЕНТАРИИ

  1. Правила надо учить.

Вся беда заключается в том, что ни сами методисты, ни учителя долганского языка не знают и не понимают этих правил.

История долганского языка ни в коем случае не изменена, видимо, методист не понимает смысла понятия «история», поскольку модификация традиционного долганского алфавита – это не отвержение, а улучшение на основе изучения истории его создания, поэтому здесь история долганского языка никак не пострадала.

МЕТОДИСТ

1. Благодаря нашей Огдо Аксеновой у нашего народа появился алфавит.

2. Начали издаваться книги, учебники.

3. Это и есть развитие языка и его будущее.

МОИ КОММЕНТАРИИ

  1. Благодаря нашей Огдо Аксеновой у нашего народа появился алфавит.

Этот исторический факт создания долганского алфавита нашим первым букваристом и фонетистом, Евдокией Егоровной Аксёновой, никак не пострадал, поскольку основа алфавита осталась. Чаще традиционники просто спекулируют её именем.

2. Начали издаваться книги, учебники.

И этот исторический факт тоже никак не пострадал из-за модификации традиционного долганского языка. Другое дело, что традиционники испуганы тем, что их многотонная и никому ненужная учебная и внеклассная литература окажутся в непристойном месте. Возможно, из-за надуманного страха традиционники противостоят, а не поддерживают проведение лингвистического эксперимента в полевых (в естественных) условиях жизнедеятельности долган.

3. Это и есть развитие языка и его будущее.

Когда убывающая динамика долган, владеющих базовыми знаниевыми компетенциями долганского языка, говорит о тенденции угрозы исчезновения языка, то о каком языковом развитии можно вести речь? А когда нет развития, то нет и будущего.

МЕТОДИСТ

1.Путь, который выбирает Зоя Николаевна это полное забвение языка.

2.Непризнание учебников научным миром.

3.Невозможность изучения языка школьниками.

МОИ КОММЕНТАРИИ

  1. Путь, который выбирает Зоя Николаевна это полное забвение языка.

Впервые слышу о том, что улучшение и совершенствование традиционной (старой) образовательной модели изучения долганского языка трактуется как забвение (утрата памяти о языке, абстрагирование от истории его развития). Такое ощущение, что методист повторил эту фразу за кем-то, не понимая истинного смысла слова «забвение».

Традиционный алфавит долганского языка изменён именно на научной основе, которую, видимо, традиционники не осмыслили или проигнорировали, что им свойственно в принципе.

Судя по справедливым возмущениям родителей и прародителей, дети абсолютно не умеют читать, писать и высказываться на долганском языке. Думаю, уже этого факта достаточно, чтобы иметь представление об отсутствии результативности действующих учебников и методических разработок.

МЕТОДИСТ

1. Сейчас все учебники проходят сложный путь от написания до печати только на базе официального алфавита.

2. Алфавит утверждён Министерством просвещения РФ.

МОИ КОММЕНТАРИИ

  1. Сейчас все учебники проходят сложный путь от написания до печати только на базе официального алфавита.

И это верная информация, но методист не донёс до своих односельчан информацию о том, что до сих учебников по долганскому языку нет в Федеральном перечне учебников. Видимо в силу того, что они не отвечают требования ФГОС.

Эта информация ложная в своей основе, потому что алфавит долганского языка был утверждён в 1979 году Таймырским Окружным исполкомом. Видимо, методисту следует внимательно изучать историю вопроса.

Exit mobile version