КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Способна ли начальная школа сформировать креативную личность младшего школьника?

Думаю, в условиях традиционной системы обучения в начальной, но и в средней школе, развитие креативной личности — это искусственно надуманная задача, диктуемая требованиями ФГОС.

Почему эти требования не выполнимы?

Постараюсь обосновать свою столь категоричную позицию.

Педагоги, дети и родители по определению не могут реализовать эти требования ФГОС на практике.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

  1. Креативные способности личности ребёнка закладываются в возрасте от 3 до 5,5 лет, поэтому среда начальной школы автоматически отпадает.
  2. Креативные способности и интеллект личности ребёнка имеют разные фундаментальные основы изначально.

Креативность личности ребёнка больше базируется на интуитивном  или на подсознательном уровне, а дети дошкольного возраста сильны именно в интуиции.

Интеллект же базируется на сознательном, рациональном уровне, потому и приходится иметь дело с ключевыми знаниевыми компетенциями.

Да, учителя начальной школы могут сформировать их, но … если они учтут опыт и содержание житейского социокультурного опыта личности школьника.

Что входит в содержание житейского социокультурного опыта дошкольника?

  1. Сенсомоторный опыт малыша, сформированный в житейских ситуациях.
  2. Этнокультурная семейная микросреда.
  3. Самообучающаяся личность ребёнка.

Именно эти три показателя семейного воспитания являются ключевыми в процессе индивидуализации в динамике возрастного саморазвития детей.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Необходимо кабинетную формальную систему преподавания и обучения заменить личностно-интеллектуальной средой самообучения, поскольку того требует мощное информационное поле, в котором находятся дети.

  1. Они ещё не совершили столько ошибок, чтобы уметь аналитически относиться к любого рода информации.
  2. Из-за отсутствия аналитических способностей они не умеют синтезировать, фильтровать информацию по различным критериям и областям научных и житейских знаний.

Чем уникальна среда самообучения?

Житейская ситуация «Рынок»: — дети грамотно и безошибочно считают; — умело распределяют свои функции, подражая продавцам и торговцам на рынке; — от руки пишут денежные знаки, суммируя свои доходы, и, вычитая свои расходы; — они чётко выделяют интонации социальных ролей продавца и покупателя, демонстрируя рациональную способность мышления. ©З.Н. Ичин-Норбу.

  1. Личностно-интеллектуальная среда самообучения — это среда, в которой личность каждого ребёнка ведёт себя естественно, поскольку не испытывает страх учительского контроля или неудовлетворительной оценки за некачественно выполненное или невыполненное домашнее задание. Личность ребёнка не чувствует угрозы наказания или сравнения её с другими детьми.
  2. Личностно-интеллектуальная среда самообучения — это среда, где ребёнок может:
  • спокойно общаться и взаимодействовать с другими детьми;
  • посидеть в тишине, познавая новую информацию, которая будоражит детский интерес, любознательность и любопытство.

3. Личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития — это особый мир новых знаний и открытий, где школьник может свободно перемещаться в трёхмерной системе координат без страха, но по принципу — Узнавай! Твори! Выдумывай! Пробуй!

Именно здесь личность каждого ребёнка выполняет такой объём заданий, упражнений, с помощью которых он тренирует свой интеллект, самостоятельно контролируя результат когнитивно-образовательной активности.

А то, что школьник не успел выполнить, забирает домой, чтобы завершить начатый тренировочный процесс — это и есть индивидуальная программа саморазвития, определяющая объём домашних заданий для формирования ключевых знаниевых компетенций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *