ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Почему многие чиновники в этнорегионах РФ спекулируют словосочетанием «Права КМНС» для того, чтобы под него запрашивать денежные средства из федерального бюджета?

Базовое значение для КМНС имеет закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

В нём, во-первых, разграничены предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов по защите прав КМНС.

Во-вторых, закреплены правомочия органов государственной власти и местного самоуправления, а также коллективные и индивидуальные права коренных народов:

1) право на территориальное самоуправление;

2) создание общин;

3) квотированное представительство в законодательных органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

4) замену военной службы альтернативной.

В-третьих, КМНС гарантированы условия, при которых они могут полнее реализовать свои избирательные права за счет допущения отклонения до 40% от средней нормы представительства избирателей по округам в местах компактного проживания.

ГДЕ МОЖНО ОБ ЭТОМ ПРОЧИТАТЬ?

1. Современное положение и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ : независимый экспертный доклад / ред. В.А. Тишков. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004, с. 129.

2. СЗ РФ 1999 № 18, ст. 2208.

О КАКИХ ПРАВАХ ВООБЩЕ ИДЁТ РЕЧЬ?

1. КМНС гарантируется право на общинное самоуправление. ОБЩИНА — это звон, но не знаю, где он?

2. Учёт этнических интересов и компенсации в виде платежей, поступающих в бюджеты субъектов РФ при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов. 

Почему же тогда население тундровых посёлков с.п. Хатанга находится в ситуации нищеты?

Кстати, Таймырские чиновники так хорошо учитывают наши интересы, что забыли научить оленеводов, рыбаков и охотников умению, с одной стороны, выстраивать партнёрские отношения с ними.

С другой стороны, закрепить территории традиционного природопользования за коренными этносами района.

Либо чиновники Таймыра напрочь забыли, что ряд законов закрепляют эксклюзивные права на пользование:
1) землями;
2) лесным фондом;
3) особо охраняемыми территориями;
4) животным миром.

Более того, КМНС гарантируется государственная поддержка экономики и культуры. И где она?

Об этом принято постановление Правительства РФ от 27.07.2001 № 564 «О Федеральной целевой программе “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года”».

Ныне 2020 год, поэтому непонятно, ЧТО и КАК обеспечивается принятием федеральных программ экономического и социального развития КМНС, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Довольно мутненько прописано право на национальнокультурные автономии путем самоопределения в форме общинного объединения граждан РФ.

КАК должны этнические общности реализовывать цели самостоятельного решения вопросовсохранения:

1) самобытности;
2) развития языка;
3) образования;
4) этнической культуры;
5) права на получение образования на родном языке;
6) права на этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения, если дети воспитываются в школах-интернатах вдали от родителей?

ГДЕ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ О ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ТУНДРОВЫХ ПОСЁЛКОВ?

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ, 2002, № 24, ст. 2253.

2. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» //СЗ РФ, 2000, № 30, ст. 3122.

3. См. ст. 7 Федерального закона № 225 в редакции от 29.12.2004 «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 18.

4. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, ст. 7, 31, 68, 78, 95, 97 // СЗ РФ, 2001, № 44, ст. 4147.

5. Закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, ст. 48.

7. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» // СЗ РФ, 2001, № 20, ст. 1972.

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 10 // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3018.

9. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ
«О национально-культурной автономии» // СЗ
РФ, 1996, № 25, ст. 2965.

А что, в Федеральном Собрании, высшем законодательном органе РФ занимаются вопросами КМНС?

КАК и в какой последовательности загонять в ситуацию нищеты и бесправия жителей тундровых посёлков с.п. Хатанга?

Получается, что комитеты по Северу и по делам национальностей Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) и Комитет по делам Севера и малочисленных народов, находящийся в Совете Федерации (верхней палате парламента) разрабатывают программу уничтожения коренных малочисленных народов севера?

Почему так бездарно и бесчеловечно действует региональный уровень управления КМНС?

Ведь в большом количестве статей сказано, что защита прав «в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа».

Кроме того, в независимом экспертном докладе «Современное положение и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» реалии, в которых проживает население тундровых посёлков, прокомментированы следующим образом:

1) асимметрия в их статусе в сфере политики по отношению к коренным народам существует в большей степени в представлениях людей и никогда не подкреплена законодательно;

2) лишь в силу субъективных причин, связанных с активностью общественных организаций, популистских высказываний различных политиков, создаются представления, что в республиках и автономных округах положение коренных малочисленных народов лучше, чем в областях и краях.

Почему только Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Республика Саха (Якутия) являются лидерами в области защиты прав коренных малочисленных народов?

А где Таймыр?

Общеизвестно, что каждый субъект РФ может многое сделать для защиты малочисленных народов.

Может быть, уже пора увеличить роль федеральной власти в решении проблем долган и нганасан в с.п. Хатанга?

Мне думается, что нынешний глава с.п. Хатанга должен чётко определить для себя собственную социальную роль:
— или он -ШАХМАТНАЯ ПЕШКА в руках «Норникеля», поскольку он объявился в Хатанге в результате возникновения конфликтов из-за территории между «Норникелем» и нами, коренными этносами, поскольку органы власти Таймыра, с.п. Хатанга как орган местного самоуправления с большей вероятностью находятся на стороне «Норникеля» и Хатангского морского товарного порта.

Ведь в Конституции РФ сказано, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130) с учетом «исторических и иных местных традиций» (ст. 131).

А также Статья 11 Федерального закона № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30 апреля 1999 г. гласит, что «в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе, в соответствии с федеральными законами, осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций».

Вот, только непонятно — где наша исконная среда жизнедеятельности?

Почему Росгвардия является орудием и средством нагнетания страха на оленеводов, рыбаков и охотников?

Почему оленеводы никак государством не защищены и не застрахованы от потери даже мизерного оленьего стада в 300 голов, которое ночью увели стада диких оленей?

Как оленеводу быть в такой ситуации?

Почему законы принимаются без разработки программы обучающих семинаров для представителей КМНС, как например, 20 июля 2000 г. был принят Федеральный закон № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»?

Каким образом закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин?

Каким образом определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления?

Или этот в 2001 г. принятый Федеральный закон № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», который тоже не работает?

Каким образом он определяет правовой режим территорий наших предков?

Как регулируются правовые отношения, с одной стороны, законодательством, а с другой — нашими обычаями как коренных малочисленных народов?

Не видна работа органов самоуправления столь необходимая нам, долганам и нганасанам:

1) для собственного развития;
2) для решения вопросов общинного значения;
3) для развития традиционного хозяйства;
4) для развития культуры, языка;
5) для создания социальной защиты оленеводов, пастухов, чумработниц, рыбаков и охотников.

Как при этом используются традиционные механизмы самоорганизации или создание ее новых эффективных форм, чтобы была возможность для оптимизации государственного управления через установление диалога чиновников, депутатов с населением тундровых посёлков?

ГДЕ, КАК и с КЕМ взаимодействуют общины?
КАК эти общины сотрудничают с органами власти и «Норникелем», которые бесплатно используют территорию, исторически принадлежавшую нашим предкам?

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Главной стратегической задачей системы социальной защиты населения с.п. Хатанга на современном этапе должно быть формирование «партнерских отношений» между государством в лице Губернатора Красноярского края и КМНС с.п. Хатанга.

Замечу, что сутью партнерских отношений должно быть признание за долганами и нганасанами:

1) нашей правосубъектности;
2) признание нашего права на собственный выбор пути развития и существования;
3) нашего права на участие в разработке и реализации государственных и других программ и проектов по развитию территорий их проживания и традиционного природопользования.

Поэтому С. Батурину предстоит крепко задуматься над вопросом — с кем я буду взаимодействовать:

1) с НАСЕЛЕНИЕМ с.п. Хатанга, тогда придётся работать «засучив рукава» на улучшение качества их жизни через возрождение, сохранение и процветание домашнего оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла;

2) с «Норникелем» и ХМТП, тогда ему необходимо убедить и настроить эти организации на СОТРУДНИЧЕСТВО и ПАРТНЁРСТВО с населением с.п. Хатанга.

2. Государственная политика Красноярского края в отношении нас, — коренных этносов Таймыра, — должна заключаться признанию приоритетности международного права по защите коренных народов Севера по отношению к закону РФ (см. ст. 15, п. 4 Конституции РФ).

ГДЕ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ОБ ЭТОМ?

1. Современное положение и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ : независимый экспертный доклад / ред. В.А. Тишков. — Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004, с. 113—117.

2. Аракчаа К.Д., Зайдфудим П.Х. Указ. соч., с. 91.

Обновлено: 03.04.2020 — 16:20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *