Если до сих пор есть учёные или простые обыватели, которые считают, что интеллект формируется и развивается в детских садах, в начальных школах, в школах-интернатах, то они глубоко заблуждаются в своих представлениях об интеллекте.
Нам всем известно, что интеллект никогда не будет ни формироваться, тем более, развиваться без личности каждого ребёнка.
Естественно, у личности каждого ребёнка формируется и развивается собственный интеллект. Я с этим явлением столкнулась в нашей школе преемственности «ТРИ-Л», когда заметила то, что у всех моих 15 личностей 14 видов интеллекта! Только у двоих детей совпадал вид интеллекта. Я не стану в этой статье останавливаться на анализе 14 интеллектов, поскольку о них Вы можете прочитать в одной из моих 250 статей на сайте «Этноразум», пройдя по ссылке: https://etnodumka.ru
Какие же стадии интеллектуального саморазвития детей в этносемье мне удалось выявить?
Первая стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье
Она так и называется СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ формирования социокультурного житейского опыта познания семейного и окружающего мира людей, событий, явлений и вещей, которая условно длится от 0 до 3 лет.
Сразу скажу, в тундровой этносемье нет понятия «конкуренция», «отличник», «я — первый», «глупый ребёнок» и «вумный родитель», а есть только одно понятие «партнёры», которое зиждется на доверии, веры в себя и уважении как к людям старшего поколения, так и к детям, поскольку в тундре все ошибаются: и взрослые, и дети, и старики, и молодёжь.
Ключевой принцип первой стадии интеллектуального саморазвития детей в этносемье заключается в не в нравоучениях взрослых, а в озвучивании:
- притчей;
- сказок;
- загадок;
- пословиц и поговорок.
Почему именно в сенсомоторной стадии начинает формироваться житейский социокультурный опыт личности каждого ребёнка?
Во-первых, формируются и развиваются двигательные (моторные) навыки детей.
Во-вторых, формируются и развиваются сенсорные (чувствительные) навыки детей.
В-третьих, именно сенсомоторные навыки формируют у детей чувство:
- меры и веса;
- вкуса и запаха;
- звука журчания ручья и рек, крика птиц и зверей, тишины и дыхания оленей, собак и т.д.
Именно в этом возрасте дети начинают интересоваться тем, что целое состоит из частей через наблюдение и сравнение жидкостей и твёрдых предметов:
- рассыпчатая крупа, сахар;
- жидкие: вода и масло:
- твёрдые: стол, стулья, лёд;
- мягкий и пушистый снег, мягкое и нежное песцовое одеяло;
- цвет оленьей шкуры до выделки и после выделки, копчённой или вяленной рыбы;
- вкус оленьего молока, бабушкиных лепёшек;
- запах трав, ягод, любимого оленёнка, шаловливой собаки;
- гладкого льда или шероховатой поверхности нестроганых саней;
- холодной строганины или горячего чая, супа из оленины.
Вторая стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье
Эту стадию я называю стадией формирования и развития ЗНАНИЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, которая условно длится от 3 до 12 лет.
Именно в этом возрасте личности каждого ребёнка в тундровой этносемье не просто даётся право выбора, как в сенсомоторной стадии детского саморазвития, а право выбора собственной методики открытий:
- с анализом и синтезом;
- с гипотезами и индуктивно-дедуктивными методами рассуждений и размышлений;
- с категоризацией и классификацией явлений, вещей, межличностных отношений и событий на хорошие и плохие, полезные и вредные, информативные и практические.
Именно в данной стадии саморазвития дети из тундровой этносемьи сталкиваются с понятиями:
- количество и число;
- вес оленьей туши;
- масса субпродуктов;
- плотность льда и воды;
- объём балка или чума;
- мера измерения величины, число;
- скорость оленьей упряжки;
- время проверки пастей, охоты или рыбалки;
- расстояние до следующего оленьего пастбища, до озера, богатой рыбой.
Третья стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье
Эту стадию я бы назвала стадией личностно-интеллектуальной зрелости на основе багажа социокультурного опыта и фундамента знаниевых компетенций. И эта стадия условно длится от 12 до 21 года, когда можно говорить о самосознании личности каждого довольно повзрослевшего человека.
Безусловно, зрелым человек становится в 21 год, но мои наблюдения за молодёжью меня иногда очень огорчают тем, что они и в свои 21 год выглядят детьми в возрасте от 3 до 12 лет.
Я с детства не понимала выражения: «Учителя дают вам свои знания». Как дают: насовсем в подарок или в долг? Каким образом они это делают? Зачем дают?
Такая серия вопросов у детей из тундровой этносемьи в школах-интернатах, думаю, возникают у 99%.
Почему такие вопросы возникают у нас, у детей из тундровых этносемей?
Во-первых, мы привыкли в каждом слове, словосочетании или предложении видеть смысл, логическую структуру мысли, идеи или слова.
Во-вторых, я ни разу не слышала от своих родителей никаких нравоучений и бесконечных произношений слов:
- успешность;
- самостоятельность;
- ответственность;
- добросовестность;
- дисциплина;
- внимание;
- память и т.д.
А всё потому, что наши родители воспитывали нас не словами, а:
- своим поведенческим стилем взаимодействия;
- культурой эмоционального общения;
- выверенной структурой речевого мышления;
- паузой в момент мыслительной речи.
Разумеется, тот, кто не рос, не развивался в тундровой этносемье никогда не сможет понять то, что в их активном словаре нет слов: «отличник», «неудачник», «неуспешник», поскольку и стар, и млад знают, что нет человека, который бы не ошибался.
Помню, мне папа говорил: «Доча, ты никогда не бойся делать ошибки. Ты бойся другого — не делать выводов из этих ошибок. Твои ошибки — это твои уроки жизни!».
Конечно, я не понимала тогда, что значит «Не делать ошибки», за ошибки нам учителя ставят «2», и причём тут урок, который длится всего лишь 45 минут, а жизнь-то длинная, успею я её прожить так, как надо!
Когнитивные функции детского саморазвития
Какое отношение имеют эти стадии интеллектуального саморазвития к когнитивным функциям личности каждого ребёнка в этносемье?
Во-первых, когнитивные функции — это психические процессы, необходимые для формирования знаниевых компетенций на основе технологии самообучения по работе с информацией:
- путём анализа и синтеза;
- размышления и рассуждения с опорой на внимание, восприятие, самообучение, память, воображение;
- владение речевым мышлением и мыслительной речью, чтобы принимать конкретные и ответственные решения.
Более того, когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка направлена на формирование умения:
- логично мыслить;
- самообучаться по принципу свободы выбора объекта исследования, изучения;
- помнить и вспоминать информации, используя знаниевые компетенции из детства.
Заключение
Как видите, дорогой читатель моей статьи, я не стала описывать все стадии интеллектуального развития, а всего лишь описала 3 стадии детского саморазвития в тундровой этносемье.
- Формирование социокультурного опыта личности каждого ребёнка.
- Формирование знаниевых компетенций личности каждого ребёнка как основы социализации.
- Личностно-интеллектуальная зрелость на основе самообучения, ведущего за собой саморазвитие и креативную самореализацию в жизни.
Безусловно, прошли те времена, когда объём знаний был показателем успешности во взрослой жизни, потому что наступили такие времена, когда креативность на основе личностно-интеллектуальных и нравственно-духовных ценностей спасёт МИР!
В следующей статье я постараюсь описать своё видение по поводу того, почему именно родители, прародители или родственники должны не только иметь дипломы по специальности «Этнопедагог-дидакт», а должны быть ими и получать высокооплачиваемую заработную плату.