+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты
Звукобуквенный квадрат — это авторская методика автоматизации звуков.

В данной статье я постараюсь ответить на ключевые вопросы из сферы школьного образования.

  1. Как личности каждого ребёнка из этнокультурной среды жизнедеятельности научиться грамотно и понятно излагать свои мысли в школьной русскоязычной среде, проявляя логику собственного мышления?
  • Багаж житейского социокультурного опыта общения и взаимодействия личности каждого ребёнка с окружающими людьми помогает или мешает?
  • Что такое «Трилингвальный словарь»? Какие преимущества он имеет?

Связь языка, речи и мышления

Принято считать, что овладение языком открывает для ребёнка новый путь познания. Структура языка во многом определяет мышление и способ познания объективной действительности.

Безусловно, ребёнок начинает понимать тогда, когда он может вслух выразить свои мысли и реализовать их в действиях. Однако если у него нет опыта красноречивого изложения своих мыслей, суждений по-русски, то велика вероятность того, что он не будет, не только услышан, но и понят. [i]

Более того, у личности каждого ребёнка из этносреды жизнедеятельности разрушаются ценности её культуры, она теряет ориентировку в житейской и школьной ситуации, в результате этих негативных моментов она пытается вновь себя обрести.

Несомненно, у личности каждого ребёнка из моноактивной социокультурной  среды имеется:

  • свой социокультурный опыт общения, взаимодействия;
  • привычка рассуждать;
  • багаж субъективных знаний.

Этот опыт складывался у личности каждого ребёнка годами и выражался словами на его родном языке, потому она и была всегда понята и принята людьми, её окружающими. Следовательно, в условиях школьного обучения прежний тип мышления начинает приобретать

  • другие очертания;
  • иной смысл и значение в процессе понимания другой окружающей реальности.

В результате изменения стиля мышления личность каждого ребёнка начинает по-другому управлять своим поведением в момент принятия решения. Например, в кругу семьи, мальчик – образцовый сын, а в интернате – «безответственник» и «непослушник».[ii]

Естественно, цель самообучения личности каждого школьника определяет содержание  и общую методологию школьного образования как способы её реализации.

При таком подходе, в процессе осмысливания цели когнитивно-образовательной деятельности в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей академические знания программы школьной математики приобретают иную смысловую значимость.

Фундаментальные математические знания могут выполнять определённую социально-психологическую функцию только в случае разработок учебных пособий по школьным предметам, ориентированных на изменение личности каждого школьника. 

Но эффективность каждого этнопособия для самообучения зависит от его  межпредметной структурно-содержательной характеристики. Именно в этом случае оно поможет личности любого школьника социализироваться.[iii]

Естественно, принять нормы и правила новой социальной среды, но с опорой на уже имеющийся солидный багаж знаний об объективной действительности, когда субъективный опыт общения и взаимодействия определяет смысловое содержательное поле поведения личности каждого школьника. Потому что знания, лишённые смыслового содержания не создают единства речевого мышления, мыслительной речи и поведения.

Несомненно, приобретение академических знаний по математике в контексте этнокультуры даёт возможность на содержании этноматериала самообучения математике создавать обобщённые смысловые системы математических знаний.

Тем самым, обеспечивает интеграцию, а также позволяет учиться открывать и осваивать новые для себя знания как результат потребности личности каждого ребёнка понимать природные процессы и решать жизненно необходимые принципы коммуникативно-регулятивного сотрудничества в команде.

В результате когнитивно-образовательной деятельности у школьников формируется системное мышление, которое способно оперировать фундаментальными закономерностями, осваивать частные научные законы и объяснять явления окружающего мира.

К сожалению, не все педагоги заинтересованы в творчески настроенных школьниках, поскольку заботятся о своём спокойствии. Потому что творческие дети «… труднопредсказуемы, часто склонны к нарушению дисциплины, традиций, запретов, хотят всё делать «по-своему», требуют повышенного внимания» (А.В. Зусман, Б.Л. Злотин, 2003, с. 28).[iv]

Между тем, школьные знания без применения житейского социокультурного опыта личности каждого ребёнка не могут быть поняты вне смыслового контекста.

Именно образование смысловых значений социализируют события для личности конкретного школьника. Ибо «В каждом понятии, в каждом конкретном осмыслении содержится кристаллизация опыта определённой группы» (К. Мангейм, 1976, с.31).

Мне думается, что кратковременный формирующий (обучающий) эксперимент на Таймыре (2009) был:

  • теоретически состоятелен;
  • эмпирически оправдан;
  • эвристически плодотворен.

Чем обоснованы такие выводы?

В ходе полевых — в естественных условиях жизнедеятельности школьников  — результаты эксперимента показали и доказали неделимое единство языка, мышления и деятельности.

Содержание этноматериалов самообучения математике было так выстроено, что личность каждого ребёнка развивала мыслительную русскоязычную речь, независимо от этнического происхождения четвероклассников и пятиклассников в школах с.п. Хатанга:

  1. Сындасская начальная школа-интернат;
  2. Новорыбинская средняя школа;
  3. Хатангская средняя школа № 1;
  4. Хатангская средняя школа-интернат;
  5. Хетская средняя школа-интернат.

Согласно А. Дистервегу, который считал: «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».[vi]

Иными словами, необходимо активизировать когнитивно-образовательную деятельность личности каждого ребёнка, придавая творческий характер личностно-интеллектуальному процессу самообучения, ведущего к формированию мышления в понятиях и, тем самым:

  • обеспечит возможность нового типа мышления, поведения и понимания объективного мира;
  • возможность понимать себя и других людей.

Интеллектуальная трилингвальная программа

Трилингвальный словарь – это триязычный инструмент коммуникации:

  1. средство передачи своих идей и мыслей;
  2. получения новой информации;
  3. переработка новой информации, используя логику мышления.

И как инструмент языковой коммуникации, словарь способен улучшить качество жизни личности каждого ребёнка:

  • успех в карьере;
  • в профессиональном и социальном росте;
  • в бизнесе и здоровье;
  • в повышении жизненного уровня.

Принцип «трилингвального словаря» — расширение границ этносознания самообучающейся личности каждого ребёнка с помощью преломления через призму разных культур.

Безусловно, современная межличностная и межкультурная коммуникация, во истину, есть свобода слова и передвижения в географической системе координат — географическая мобильность.

Цель трилингвального словаря

Цель «трилингвального словаря» — пополнение словарного запаса за счёт изучения

  1. русского (государственного) языка;
  2. родного (этнического) языка;
  3. английского (международного) языка.

Ключевые особенности «трилингвального языка»

  1. даны части речи на трёх языках;
  2. предложения в житейских ситуациях, которые составляются на трёх языках;
  3. фразеологические конструкции рассуждений и умозаключений на трёх языках;
  4. выражение чувств, настроений, личностных отношений к объективной реальности на трёх языках

Ничто так мощно и прогрессивно не развивает интеллект личности каждого ребёнка, как их умение высказать собственную мысль на другом языке.

Что значит – мыслить на другом языке общения и взаимодействия?

Мыслить и говорить на другом языке коммуникации означает – повлиять на собственную жизнь  через новую языковую реальность, среду.

Задачи «Трилингвального словаря»:

  1. самостоятельно составлять правильные вопросительные, утвердительные и простые предложения на трёх языках: этническом, государственном и международном языках;
  2. оттачивать восприятие родного, русского и английского языков на слух;
  3. специализировать и обогащать словарный запас в процессе когнитивно-образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[i] Ичин-Норбу З.Н. Этнодидактическая основа самообучения личности школьника. — М.: Издательство «Спутник+», 2015. — 448с.

[ii] Ичин-Норбу З.Н. Этнокультурный общеобразовательный комплекс. — М.: Издательство «Спутник+», 2015. -411с.

[iii] Ичин-Норбу З.Н. Психология школьной этнодидактики. – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – 401 с.

[iv] Ичин-Норбу З.Н. Этнокультурные факторы среды, влияющие на комплексное развитие ребёнка.- М.: Издательство «Спутник+», 2012. – 179 с.

[v]. Мангейм К. Идеология и утопия. Ч.1. М.: Академ. наук. СССР. Институт науч. информации по обществ. наукам. 197. – 246 с.

[vi] Дистервег А. Дидактические правила. Киев. въ университетской типографии.1870. – 96 с.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.