Сегодня я решила проверить, как педагоги понимают «Что такое самостоятельное обучение» и открыла статью «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний» на сайте: https://nsportal.ru
Как организуется самостоятельная работа детей в школе?
Как правило, за самостоятельную учебную работу в классе принимают любую активную деятельность школьников, которую организует учитель.
ВНИМАНИЕ! Не школьник самостоятельно решает ЧТО и КАК ему изучать, а учитель определяет и формулирует цели и задачи, формы и методы, средства для самостоятельной работы в классе.
Определение самостоятельной учебной работы формулируется так: «Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся».
Что меня в этом определении задело?
Во-первых, любая организованная учителем…
Как видите, учитель организовал, значит, уже нет самостоятельности.
Во-вторых, «учебная работа». Слово «Работа» от слова «Раб» чужих целей и задач.
В-третьих, «активная деятельность». Движущей силой активной деятельности является мотивация, возникшая в результате детского любопытства.
И наконец, если учесть, что слово «деятельность» означает «активность», то получается полная тавтология: активная деятельность — это активная активность?
Пошаговый алгоритм самостоятельной учебной работы школьника
Представляю Вам алгоритм самостоятельных действий ребёнка на уроке так, как понимает их автор статьи.
ВНИМАНИЕ! Жирным подчёркиванием я выделила шаги автора статьи, а рядом простым текстом я написала свой комментарий, в котором в виде вопроса акцентирую Ваше внимание.
- Поиск знаний. Какие ему знания искать и зачем? К сожалению, до сих пор педагоги путают два понятия: «информация» и «знание». Возможно, именно поэтому на уроке происходит сумбур — полная детская непонятка.
- Их осмысление. Знания — это результат конкретных, чаще ошибочных, действий. И не знания ребёнок должен осмысливать, а новую информацию. Что в ней интересного? Полезного?
- Их закрепление. Обратите внимание, уважаемый читатель, ребёнок даже не тренировался, т.е. не выполнял многократных действий, чтобы понять или уловить какую-то закономерность.
- Формирование и развитие умений и навыков. Оказывается, ребёнок уже умеет применять эти знания в режиме автомата. Это как?
- Обобщение и систематизация знаний. Ребёнок уже каким-то образом обобщил и даже привёл свои новые знания в систему. Как?
Авторские тезисы в статье
ТЕЗИС № 1. «С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы». А что, у детей не было семьи до школы? Они родились и сразу оказались в школе? Здесь полностью игнорируется тот факт, что у детей есть собственный социокультурный опыт, сформированный на основе житейских ситуаций общения и взаимодействия с родителями и другими членами этнической семьи.
ТЕЗИС № 2. «Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом». Не из-за увеличения количества лет увеличивается у ребёнка «доля самостоятельной работы», а из-за обогащения содержательного аспекта социокультурного опыта.
ТЕЗИС № 3. «Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом развития учащихся». Такое ощущение, что автор статьи не знаком с положением культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского, который гласит: «Обучение ведёт за собой развитие», но никак не «в ногу с процессом развития».
ТЕЗИС № 4. «Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат». Улавливаете полное педагогическое заблуждение?
Во-первых, не в возрасте начальной школы восприимчивость повышенная, а в возрасте от 1,5 года до 5,5 лет. Эта информация из моих личных исследований в ходе работы с детьми в возрасте от 1,8 до 7,7 лет.
Во-вторых, нет такого человека, который мог бы «… усвоить всё» и тем более «… чему их учат».
В-третьих, личность каждого первоклассника усваивает ту информацию и самостоятельно формирует те знания, которые он добыл сам методом проб и ошибок, но никак не по указке и желанию учителя.
И наконец, личность каждого ребёнка может знать МНОГО или иметь базовые знания, которые я определяю понятием «Знаниевые компетенции», но никак не «… всё, чему их учат».
ТЕЗИС № 5. «Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у учащихся начальной школы, поэтому начинать эту работу надо с первого класса». Вообще-то, 20% первоклашек уже приходят в школу с багажом самостоятельности, поскольку, к примеру, мой внук уже в 5 лет умел читать и писать. А в нашей школе «ТРИ-Л» девочка трёхлетнего возраста и мальчик четырёхлетнего возраста уже по собственному желанию выбрали Букварь Н.С Жуковой и по нему учились читать. Они и прописью многие буквы писали.
ТЕЗИС № 6. «Ребёнок, в первый раз переступивший порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью».
Приведу пример из собственных наблюдений. Девочка, захотела и забрала из магазинной полки коробку «Доширак», мама ей запретила. Цель была? Действия были?
Двухлетняя девочка в магазине легла на пол и начала в истерике кричать, топая ногами. Мама её подняла с пола, но не разрешила брать «Доширак», после чего девочка прекратила плакать и согласилась с мамой.
А на кассе она в первую очередь незаметно кассиру подала эту коробку, которая на автомате пробила в чеке.
Коррекция действий у девочки была? Результат получен? Цель достигнута?
И таких детей с каждым годом становится больше. И в первый класс приходит уже около 80% детей, умеющих самостоятельно обучаться.
ВЫВОДЫ.
- Необходимо полностью менять образовательную программу в педагогических вузах и колледжах, чтобы уже на студенческой скамье могли будущие педагоги знать — с какими детьми им придётся работать?
- Необходимо самим педагогам быть гибкими в процессе преподавания, чтобы на ходу менять организационные формы, методы и дидактические средства преподавания в начальных классах.
Ниже я приведу свой собственный педагогический опыт, который радикально изменил представления учителя физики и математики.
Личностно-интеллектуальное пространство организации самостоятельного обучения
Фундаментальные задачи пространства самостоятельности
ЗАДАЧА № 1.
Чтобы организовать самостоятельное обучение личности каждого ребёнка, необходимо создать личностно-интеллектуальное пространство.
Что происходит с личностью каждого ребёнка, когда они попадают в образовательную личностно-интеллектуальное пространство самообучения?
Первый шаг. ЛЮБОПЫТСТВО.
Оказавшись в таком пространстве, ребёнок сам выбирает дидактический материал, который привлёк его внимание своим цветом, размером или формой. У ребёнка возникает вопрос: Что это?
Второй шаг. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Ребёнок сам выбрал объект изучения, исследования, потому что он уже имеет опыт любопытства и любознательности.
Третий шаг. ИССЛЕДОВАНИЕ.
Ребёнок многократно выполняет одни и те же действия, чтобы уловить закономерность — как это работает?
Выбранный дидактический материал замотивировал ребёнка на образовательную активность, благодаря его вниманию, восприятию, воображению и памяти — здесь работает когнитивка. Именно поэтому я называю не «учебная деятельность», а «когнитивно-образовательная деятельность».
Четвёртый шаг. ОТКРЫТИЕ.
Благодаря сенсомоторному опыту исследований предметов и явлений, ребёнок делает собственное открытие, которое и есть осмысление, осознание новых знаний и появляется новый опыт познавательных действий. Результат — ребёнок научился делать то, чего он не умел делать до этого момента собственного открытия.
Так ребёнок достиг цели своей любознательности — овладел принципом действия и само понятие. Например, «сложение чисел».
Пятый шаг. ТВОРЧЕСТВО.
После того, как ребёнок понял принцип действия, он начинает экспериментировать этим новым знанием. Например, шестилетняя девочка из нашей школы «ТРИ-Л», поняв сложение, вычитание, умножение и деление чисел, исписала всю свою «Тетрадь самоучки» (так мы назвали разрезанную половинку тетради с 12 листами) множеством примеров, которые сама придумывала и сама решала.
Заметьте, такие задания не были ей мною даны, она сама придумывала для себя примеры и тут же решала.
И так личность каждого ребёнка в нашей школе познавала новые знания и приобретала новый опыт через собственные творческие действия.
Естественно, когда дети сами придумывают что-то новое, комбинируют несколько фрагментов и получают что-то новое, тогда они самостоятельно развивают собственное конструкторское воображение.
Заключение
Если в психологической и педагогической литературах пишут о том, что только у школьника есть мотивация, то в этом авторы глубоко заблуждаются, поскольку у личности каждого ребёнка дошкольного возраста тоже есть мотивация, но на интуитивном уровне.
А как же иначе познавать окружающий мир предметов, явлений и процессов?
Единственное, чем отличается мотивация дошкольника от школьника – это объёмом предметно-содержательного житейского, социокультурного опыта познавательного восприятия окружающей действительности.
Свежие комментарии