+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 5 минуты
  1. Главная
  2. /
  3. Житейский социокультурный опыт
  4. /
  5. Организация самостоятельного обучения

Сегодня я решила проверить, как педагоги понимают «Что такое самостоятельное обучение» и открыла статью «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний» на сайте: https://nsportal.ru

Как организуется самостоятельная работа детей в школе?

Как правило, за самостоятельную учебную работу в классе принимают любую активную деятельность школьников, которую организует учитель.

ВНИМАНИЕ! Не школьник самостоятельно решает ЧТО и КАК ему изучать, а учитель определяет и формулирует цели и задачи, формы и методы, средства для самостоятельной работы в классе.

Определение самостоятельной учебной работы формулируется так: «Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся».

Что меня в этом определении задело?

Во-первых, любая организованная учителем…

Как видите, учитель организовал, значит, уже нет самостоятельности.

Во-вторых, «учебная работа». Слово «Работа» от слова «Раб» чужих целей и задач.

В-третьих, «активная деятельность». Движущей силой активной деятельности является мотивация, возникшая в результате детского любопытства.

И наконец, если учесть, что слово «деятельность» означает «активность», то получается полная тавтология: активная деятельность — это активная активность?

Пошаговый алгоритм самостоятельной учебной работы школьника

Представляю Вам алгоритм самостоятельных действий ребёнка на уроке так, как понимает их автор статьи.

ВНИМАНИЕ! Жирным подчёркиванием я выделила шаги автора статьи, а рядом простым текстом я написала свой комментарий, в котором в виде вопроса акцентирую Ваше внимание.

  1. Поиск знаний. Какие ему знания искать и зачем? К сожалению, до сих пор педагоги путают два понятия: «информация» и «знание». Возможно, именно поэтому на уроке происходит сумбур — полная детская непонятка.
  2. Их осмысление. Знания — это результат конкретных, чаще ошибочных, действий. И не знания ребёнок должен осмысливать, а новую информацию. Что в ней интересного? Полезного?
  3. Их закрепление. Обратите внимание, уважаемый читатель, ребёнок даже не тренировался, т.е. не выполнял многократных действий, чтобы понять или уловить какую-то закономерность.
  4. Формирование и развитие умений и навыков. Оказывается, ребёнок уже умеет применять эти знания в режиме автомата. Это как?
  5. Обобщение и систематизация знаний. Ребёнок уже каким-то образом обобщил и даже привёл свои новые знания в систему. Как?

Авторские тезисы в статье

ТЕЗИС № 1. «С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы». А что, у детей не было семьи до школы? Они родились и сразу оказались в школе? Здесь полностью игнорируется тот факт, что у детей есть собственный социокультурный опыт, сформированный на основе житейских ситуаций общения и взаимодействия с родителями и другими членами этнической семьи.

ТЕЗИС № 2. «Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом». Не из-за увеличения количества лет увеличивается у ребёнка «доля самостоятельной работы», а из-за обогащения содержательного аспекта социокультурного опыта.

ТЕЗИС № 3. «Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом развития учащихся». Такое ощущение, что автор статьи не знаком с положением культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского, который гласит: «Обучение ведёт за собой развитие», но никак не «в ногу с процессом развития».

ТЕЗИС № 4. «Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат». Улавливаете полное педагогическое заблуждение?

Во-первых, не в возрасте начальной школы восприимчивость повышенная, а в возрасте от 1,5 года до 5,5 лет. Эта информация из моих личных исследований в ходе работы с детьми в возрасте от 1,8 до 7,7 лет.

Во-вторых, нет такого человека, который мог бы «… усвоить всё» и тем более «… чему их учат».

В-третьих, личность каждого первоклассника усваивает ту информацию и самостоятельно формирует те знания, которые он добыл сам методом проб и ошибок, но никак не по указке и желанию учителя.

И наконец, личность каждого ребёнка может знать МНОГО или иметь базовые знания, которые я определяю понятием «Знаниевые компетенции», но никак не «… всё, чему их учат».

ТЕЗИС № 5. «Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у учащихся начальной школы, поэтому начинать эту работу надо с первого класса». Вообще-то, 20% первоклашек уже приходят в школу с багажом самостоятельности, поскольку, к примеру, мой внук уже в 5 лет умел читать и писать. А в нашей школе «ТРИ-Л» девочка трёхлетнего возраста и мальчик четырёхлетнего возраста уже по собственному желанию выбрали Букварь Н.С Жуковой и по нему учились читать. Они и прописью многие буквы писали.

ТЕЗИС № 6. «Ребёнок, в первый раз переступивший порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью».

Приведу пример из собственных наблюдений. Девочка, захотела и забрала из магазинной полки коробку «Доширак», мама ей запретила. Цель была? Действия были?

Двухлетняя девочка в магазине легла на пол и начала в истерике кричать, топая ногами. Мама её подняла с пола, но не разрешила брать «Доширак», после чего девочка прекратила плакать и согласилась с мамой.

А на кассе она в первую очередь незаметно кассиру подала эту коробку, которая на автомате пробила в чеке.

Коррекция действий у девочки была? Результат получен? Цель достигнута?

И таких детей с каждым годом становится больше. И в первый класс приходит уже около 80% детей, умеющих самостоятельно обучаться.

ВЫВОДЫ.

  1. Необходимо полностью менять образовательную программу в педагогических вузах и колледжах, чтобы уже на студенческой скамье могли будущие педагоги знать — с какими детьми им придётся работать?
  2. Необходимо самим педагогам быть гибкими в процессе преподавания, чтобы на ходу менять организационные формы, методы и дидактические средства преподавания в начальных классах.

Ниже я приведу свой собственный педагогический опыт, который радикально изменил представления учителя физики и математики.

Личностно-интеллектуальное пространство организации самостоятельного обучения

Личностно-интеллектуальное пространство
Личность. Интеллект. Самостоятельность.

Фундаментальные задачи пространства самостоятельности

ЗАДАЧА № 1.

Чтобы организовать самостоятельное обучение личности каждого ребёнка, необходимо создать личностно-интеллектуальное пространство.

Что происходит с личностью каждого ребёнка, когда они попадают в образовательную личностно-интеллектуальное пространство самообучения?

Первый шаг. ЛЮБОПЫТСТВО.

Оказавшись в таком пространстве, ребёнок сам выбирает дидактический материал, который привлёк его внимание своим цветом, размером или формой. У ребёнка возникает вопрос: Что это?

Второй шаг. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Ребёнок сам выбрал объект изучения, исследования, потому что он уже имеет опыт любопытства и любознательности.

Третий шаг. ИССЛЕДОВАНИЕ.

Ребёнок многократно выполняет одни и те же действия, чтобы уловить закономерность — как это работает?

Выбранный дидактический материал замотивировал ребёнка на образовательную активность, благодаря его вниманию, восприятию, воображению и памяти — здесь работает когнитивка. Именно поэтому я называю не «учебная деятельность», а «когнитивно-образовательная деятельность».

Четвёртый шаг. ОТКРЫТИЕ.

Благодаря сенсомоторному опыту исследований предметов и явлений, ребёнок делает собственное открытие, которое и есть осмысление, осознание новых знаний и появляется новый опыт познавательных действий. Результат — ребёнок научился делать то, чего он не умел делать до этого момента собственного открытия.

Так ребёнок достиг цели своей любознательности — овладел принципом действия и само понятие. Например, «сложение чисел».

Пятый шаг. ТВОРЧЕСТВО.

После того, как ребёнок понял принцип действия, он начинает экспериментировать этим новым знанием. Например, шестилетняя девочка из нашей школы «ТРИ-Л», поняв сложение, вычитание, умножение и деление чисел, исписала всю свою «Тетрадь самоучки» (так мы назвали разрезанную половинку тетради с 12 листами) множеством примеров, которые сама придумывала и сама решала.

Заметьте, такие задания не были ей мною даны, она сама придумывала для себя примеры и тут же решала.

И так личность каждого ребёнка в нашей школе познавала новые знания и приобретала новый опыт через собственные творческие действия.

Естественно, когда дети сами придумывают что-то новое, комбинируют несколько фрагментов и получают что-то новое, тогда они самостоятельно развивают собственное конструкторское воображение.

Заключение

Если в психологической и педагогической литературах пишут о том, что только у школьника есть мотивация, то в этом авторы глубоко заблуждаются, поскольку у личности каждого ребёнка дошкольного возраста тоже есть мотивация, но на интуитивном уровне.

А как же иначе познавать окружающий мир предметов, явлений и процессов?

Единственное, чем отличается мотивация дошкольника от школьника – это объёмом предметно-содержательного житейского, социокультурного опыта познавательного восприятия окружающей действительности.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.