+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

20 мая 2024 года методист по долганскому языку отдела образовательных учреждений с.п. Хатанга скинула сообщение «Уважаемые коллеги! Разъясняем по поводу экспериментальной площадки З. Н. Ичин-Норбу. Все вы являетесь государственными учреждениями и работаете только по утверждённым алфавитам и по учебникам, входящим в федеральный перечень учебников. Эксперименты в школах не проводим. Эксперименты с долганским языком закончились с утверждением долганского алфавита в 1979 году».

Что меня смутило в этом сообщении?

1. Запрет на предоставление экспериментальной площадки означает лишить долган права голоса.
2. ⁠Не перечислены учебники, которые вошли в федеральный перечень учебников.
3. ⁠Не сформулированы вопросы, запрещающие эксперимент.

Такое ощущение, что с.п. Хатанга — это другое государство, застрявшее в 80-х годах прошлого века, поэтому для них российские законы не писаны и их обошёл стороной процесс цифровизации.

ДИАЛОГ С СОТРУДНИКОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

20 мая 2024 года по телефону 8(391) 222-53-66 общалась с сотрудницей из Министерства образования Красноярского края, Натальей (она так представилась).
Вот то, что она сказала:

1. «Хватит экспериментировать на детях». Такое ощущение, что я предлагаю лабораторные исследования на крысах. 

2. «На Таймыре проведён опрос долган, результатом которого является желание долган — обучаться только по утверждённому алфавиту и учебникам из Федерального перечня учебников». Выяснила, никто и никогда такого опроса не проводил.

3. «Вы не имеете права внедрять инновационную систему обучения без апробации». Интересно, а где я должна взять эти результаты, чтобы их предоставить в Министерство образования?  Мне не предоставлена экспериментальная площадка: один тундровой посёлок, одна школа, один класс!

4. «Если каждый человек будет менять алфавит так, как он захочет, то что будет с этническим языком?». Меня, педагога с многолетним педагогическим опытом работы с детьми долганского этноса; чистокровную долганку; с научной степенью европейского уровня; работающего в тесном контакте с выдающимся тюркологом России, профессором, доктором филологических наук из Института языкознания Российской Академии наук; автора многочисленных книг и этнопособий; веб-мастера, посчитали человеком с улицы!

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ В ЭТНОЯЗЫКОВОЙ СФЕРЕ

А теперь рассмотрим ключевые моменты в этноязыковой сфере в режиме настоящего времени.

Во-первых, 21 февраля объявлен ЮНЕСКО Международным днем родного языка. В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года государственная поддержка и защита культуры и языков народов нашей страны отнесена к числу основных принципов государственной национальной политики. Во-вторых, поддержка и защита родных языков и культур народов, населяющих Россию, — приоритетная задача национальной политики Российской Федерации.

В основе обучения родному языку лежит связь с жизнью, культурой и историей народа, поэтому в образовательном процессе широко применяются игровые и творческие задания, используются современные цифровые технологии, наглядные методы, литературные образцы, коммуникативные ситуации. Это повышает мотивацию детей к изучению родной культуры и языка.

В России существуют различные подходы к изучению родных языков:
обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

 обучение русскому языку как родному языку;

 обучение родному языку, имеющему статус государственного языка республики;

обучение родному языку этнических меньшинств;

обучение родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В-третьих, в России 193 национальности, используются 277 языков и диалектов. Только в российской системе образования функционирует более 100 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык изучают в качестве предмета и факультативно.

Вопросы языковой политики регулярно становятся предметом рассмотрения Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Для всех очевидно, что требуются системные меры и в части подготовки учительского корпуса, повышения общей культуры речи и чтения в школьной среде, издания словарей и формирования федерального перечня учебников, поддержки переводов произведений на родных языках народов России на русский язык и много других.

И наконец, сохранение языка является условием сохранения народа. Однако сейчас этнические культуры и оригинальные языки малых народов оказались на грани исчезновения.

Около 2 500 языков находятся под угрозой исчезновения в соответствии с данными изданного в 2010 году документа «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» организации ЮНЕСКО, и на некоторых из них говорят только 30 человек.
В Атласе приведена информация о 139 языках народов России, из них, в соответствии с принятой в документе классификацией, 19 – уязвимые, 40 – под угрозой исчезновения (17 – бесписьменные), 28 – серьезная угроза исчезновения (4 – бесписьменные), 27 – на грани исчезновения (10 – бесписьменные), 14 – вымершие (5 – бесписьменные).
В Российской Федерации издается энциклопедический словарь-справочник «Красная книга языков народов России», аналог Красной книги ЮНЕСКО по исчезающим языкам, которая включает сведения о 66 языках малочисленных народов и перспективах их существования и развития. Все языки народов РФ пользуются поддержкой государства.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Итак, предлагаю следующие шаги:
1) в 8 тундровых посёлках с.п. Хатанга создать общественную независимую рабочую группу в составе: Главы посёлка, родителей, прародителей, педагога и депутата;

2) составить анкету-опросник общественного мнения;

3) результаты этого опросника общественного мнения, с одной стороны, придать к огласке, а с другой — направить: депутату Госдумы; Председателю Совета депутатов с.п. Хатанга; начальнику Управления образования при Администрации Таймыра и его заместителю, начальнику отдела образовательных учреждений с.п. Хатанга.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.