Остановимся более подробно на понятии «поликультурное образование».
Поликультурное образование -сложное, многоаспектное понятие, объединяющее различные подходы к решению проблем, связанных с культурной неоднородностью американского общества (Д. Хупс, 1980).
Между тем, Д. Хупс считает, что познание иной культуры должно начинаться с самопознания, с осмысления уникальных характеристик своей культуры и их влияния на отношение к «другому». Одним из «коридоров», соединяющих этнический, национальный и глобальный уровни человеческого существования, служит образование (Д. Хупс, 1980, р. 10 – 11).
Следовательно, конструктивен только диалог культур, идеи межнационального гуманизма, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. «Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности» (Г. Н. Волков, 1999, c.8).
Одним из принципов педагогики у В. А. Сухомлинского был гуманизм и интернационализм, т.е. пробуждение в детях братских чувств к российским народам.
В младшем школьном возрасте, используя характеристики национальных героев, воспитанники создают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общее для всех народов, образ-символ для всего человечества (Г. Н. Волкова, 1999, c.25).
Очевидно, слабый уровень качества обучения учащихся из моноэтничной социокультурной среды можно оправдать пословицей: «Народы — великие педагоги и великие педагоги народны» (Г. Н. Волков, 1999, c.14).
Итак, поликультурная среда – это, с одной стороны, преемственность внутри культуры, а с другой – общность культур.
Более того, Дж. Бэнкс поддерживает, поощряет этническое, культурное разнообразие, он выступает за единое государство и единую национальную культуру: «Уважая и признавая разнообразие, поликультурное образование стремится сформировать нацию — государство, в котором отражены ценности различных групп и культур. Поликультурное образование стремится актуализировать идею e pluribus unum (из многих — единое), т.е. создать общество «разных», объединенных всеобъемлющими демократическими ценностями» (Дж. Бэнкс, р. 50).
По его мнению, ядром поликультурного образования должно стать:
- преодоление расизма,
- искоренение расовой и этнической дискриминации на любом уровне общественной жизни,
- прежде всего, в системе образования.
Поликультурное образование рассматривается его теоретиками не только как способ решения проблемы низкой успеваемости отдельных групп учащихся, но и как средство формирования многогранного целостного видения мира, способности оценить явление с позиции другого человека, стремления к сотрудничеству, к взаимодействию и взаимопониманию.
Свежие комментарии