+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 4 минуты
  1. Главная
  2. /
  3. Житейский социокультурный опыт
  4. /
  5. Этнодидактика самообучения
  6. /
  7. Стадии интеллектуального саморазвития детей в этносемье

Если до сих пор есть учёные или простые обыватели, которые считают, что интеллект формируется и развивается в детских садах, в начальных школах, в школах-интернатах, то они глубоко заблуждаются в своих представлениях об интеллекте.

Нам всем известно, что интеллект никогда не будет ни формироваться, тем более, развиваться без личности каждого ребёнка.

Естественно, у личности каждого ребёнка формируется и развивается собственный интеллект. Я с этим явлением столкнулась в нашей школе преемственности «ТРИ-Л», когда заметила то, что у всех моих 15 личностей 14 видов интеллекта! Только у двоих детей совпадал вид интеллекта. Я не стану в этой статье останавливаться на анализе 14 интеллектов, поскольку о них Вы можете прочитать в одной из моих 250 статей на сайте «Этноразум», пройдя по ссылке: https://etnorazum.ru

Какие же стадии интеллектуального саморазвития детей в этносемье мне удалось выявить?

Первая стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье

Она так и называется СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ формирования социокультурного житейского опыта познания семейного и окружающего мира людей, событий, явлений и вещей, которая условно длится от 0 до 3 лет.

Сразу скажу, в тундровой этносемье нет понятия «конкуренция», «отличник», «я — первый», «глупый ребёнок» и «вумный родитель», а есть только одно понятие «партнёры», которое зиждется на доверии, веры в себя и уважении как к людям старшего поколения, так и к детям, поскольку в тундре все ошибаются: и взрослые, и дети, и старики, и молодёжь.

Ключевой принцип первой стадии интеллектуального саморазвития детей в этносемье заключается в не в нравоучениях взрослых, а в озвучивании:

  • притчей;
  • сказок;
  • загадок;
  • пословиц и поговорок.

Почему именно в сенсомоторной стадии начинает формироваться житейский социокультурный опыт личности каждого ребёнка?

Во-первых, формируются и развиваются двигательные (моторные) навыки детей.

Во-вторых, формируются и развиваются сенсорные (чувствительные) навыки детей.

В-третьих, именно сенсомоторные навыки формируют у детей чувство:

  • меры и веса;
  • вкуса и запаха;
  • звука журчания ручья и рек, крика птиц и зверей, тишины и дыхания оленей, собак и т.д.

Именно в этом возрасте дети начинают интересоваться тем, что целое состоит из частей через наблюдение и сравнение жидкостей и твёрдых предметов:

  • рассыпчатая крупа, сахар;
  • жидкие: вода и масло:
  • твёрдые: стол, стулья, лёд;
  • мягкий и пушистый снег, мягкое и нежное песцовое одеяло;
  • цвет оленьей шкуры до выделки и после выделки, копчённой или вяленной рыбы;
  • вкус оленьего молока, бабушкиных лепёшек;
  • запах трав, ягод, любимого оленёнка, шаловливой собаки;
  • гладкого льда или шероховатой поверхности нестроганых саней;
  • холодной строганины или горячего чая, супа из оленины.

Вторая стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье

Эту стадию я называю стадией формирования и развития ЗНАНИЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, которая условно длится от 3 до 12 лет.

Именно в этом возрасте личности каждого ребёнка в тундровой этносемье не просто даётся право выбора, как в сенсомоторной стадии детского саморазвития, а право выбора собственной методики открытий:

  • с анализом и синтезом;
  • с гипотезами и индуктивно-дедуктивными методами рассуждений и размышлений;
  • с категоризацией и классификацией явлений, вещей, межличностных отношений и событий на хорошие и плохие, полезные и вредные, информативные и практические.

Именно в данной стадии саморазвития дети из тундровой этносемьи сталкиваются с понятиями:

  • количество и число;
  • вес оленьей туши;
  • масса субпродуктов;
  • плотность льда и воды;
  • объём балка или чума;
  • мера измерения величины, число;
  • скорость оленьей упряжки;
  • время проверки пастей, охоты или рыбалки;
  • расстояние до следующего оленьего пастбища, до озера, богатой рыбой.

Третья стадия интеллектуального саморазвития детей в этносемье

Эту стадию я бы назвала стадией личностно-интеллектуальной зрелости на основе багажа социокультурного опыта и фундамента знаниевых компетенций. И эта стадия условно длится от 12 до 21 года, когда можно говорить о самосознании личности каждого довольно повзрослевшего человека.

Безусловно, зрелым человек становится в 21 год, но мои наблюдения за молодёжью меня иногда очень огорчают тем, что они и в свои 21 год выглядят детьми в возрасте от 3 до 12 лет.

Я с детства не понимала выражения: «Учителя дают вам свои знания». Как дают: насовсем в подарок или в долг? Каким образом они это делают? Зачем дают?

Такая серия вопросов у детей из тундровой этносемьи в школах-интернатах, думаю, возникают у 99%.

Почему такие вопросы возникают у нас, у детей из тундровых этносемей?

Во-первых, мы привыкли в каждом слове, словосочетании или предложении видеть смысл, логическую структуру мысли, идеи или слова.

Во-вторых, я ни разу не слышала от своих родителей никаких нравоучений и бесконечных произношений слов:

  • успешность;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • добросовестность;
  • дисциплина;
  • внимание;
  • память и т.д.

А всё потому, что наши родители воспитывали нас не словами, а:

  • своим поведенческим стилем взаимодействия;
  • культурой эмоционального общения;
  • выверенной структурой речевого мышления;
  • паузой в момент мыслительной речи.

Разумеется, тот, кто не рос, не развивался в тундровой этносемье никогда не сможет понять то, что в их активном словаре нет слов: «отличник», «неудачник», «неуспешник», поскольку и стар, и млад знают, что нет человека, который бы не ошибался.

Помню, мне папа говорил: «Доча, ты никогда не бойся делать ошибки. Ты бойся другого — не делать выводов из этих ошибок. Твои ошибки — это твои уроки жизни!».

Конечно, я не понимала тогда, что значит «Не делать ошибки», за ошибки нам учителя ставят «2», и причём тут урок, который длится всего лишь 45 минут, а жизнь-то длинная, успею я её прожить так, как надо!

Когнитивные функции детского саморазвития

Какое отношение имеют эти стадии интеллектуального саморазвития к когнитивным функциям личности каждого ребёнка в этносемье?

Во-первых, когнитивные функции — это психические процессы, необходимые для формирования знаниевых компетенций на основе технологии самообучения по работе с информацией:

  • путём анализа и синтеза;
  • размышления и рассуждения с опорой на внимание, восприятие, самообучение, память, воображение;
  • владение речевым мышлением и мыслительной речью, чтобы принимать конкретные и ответственные решения.

Более того, когнитивно-образовательная деятельность личности каждого ребёнка направлена на формирование умения:

  • логично мыслить;
  • самообучаться по принципу свободы выбора объекта исследования, изучения;
  • помнить и вспоминать информации, используя знаниевые компетенции из детства.

Заключение

Как видите, дорогой читатель моей статьи, я не стала описывать все стадии интеллектуального развития, а всего лишь описала 3 стадии детского саморазвития в тундровой этносемье.

  1. Формирование социокультурного опыта личности каждого ребёнка.
  2. Формирование знаниевых компетенций личности каждого ребёнка как основы социализации.
  3. Личностно-интеллектуальная зрелость на основе самообучения, ведущего за собой саморазвитие и креативную самореализацию в жизни.

Безусловно, прошли те времена, когда объём знаний был показателем успешности во взрослой жизни, потому что наступили такие времена, когда креативность на основе личностно-интеллектуальных и нравственно-духовных ценностей спасёт МИР!

В следующей статье я постараюсь описать своё видение по поводу того, почему именно родители, прародители или родственники должны не только иметь дипломы по специальности «Этнопедагог-дидакт», а должны быть ими и получать высокооплачиваемую заработную плату.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.